Мнение об промывке инжектора
ИНЖЕКТОРА И УЛЬТРАЗВУК
Ходят слухи тут и там,
А …их разносят по умам.
В.С. Высоцкий
Можно ли промывать инжектора при помощи ультразвука? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Сколько специалистов по промывке инжекторов – столько и мнений. Но в большинстве случаев эти мнения складываются по принципу: «Мужики сказали» или «Прочитал в Интернете».
Я начал промывать инжектора еще тогда, когда у нас появились первые инжекторные иномарки, т.е. около 20 лет назад. В то время не было даже литературы об инжекторах, не говоря уж об оборудовании и сведений о способах их промывки. Но чистка инжекторов всегда была необходима. С тех пор я успешно промыл не менее тысячи комплектов инжекторов. У меня очень большой личный опыт и свое собственное мнение о способах чистки инжекторов. Я не просто тупо промывал высокотехнологичные изделия, зарабатывая на этом деньги, а подходил к процессу творчески, с интересом, постоянно совершенствовал способы промывки и проверки инжекторов.
Далее выскажу чисто свое мнение.
1. Очистка
Существуют два основных способа промывки инжекторов: «без снятия» и «со снятием».
Первый способ ещё называют "моторная очистка". Он заключается в том, что инжектора с автомобиля не снимают, а отключают штатный бензонасос и при помощи специальной установки подают на инжектора не бензин, а специальную промывочную жидкость типа Wynns или Carbon Cleaner под нужным давлением ("обратка" пережата). Двигатель работает, выжигая обычно 1 литр этой жидкости в течение 30–40 минут. При этом промываются инжектора, впускной тракт и т. д.
Второй способ называют также "стендовая очистка". В этом случае инжектора с автомобиля снимаются, промываются и проверяются отдельно на специальном оборудовании (стенде). Для промывки часто используют ультразвуковую ванну со специальной жидкостью.
Оба эти способа по-своему хороши, но имеют определенные преимущества и недостатки.
Первый способ хорош для промывки инжекторов, которые трудно снять с двигателя, например: на некоторых двигателях (1MZ-FE, VQ-20 и др.) придется снимать впускной коллектор. Многие автосервисники считают, что промывать инжектора без снятия не так хлопотно, но достаточно эффективно.
Промывка инжекторов со снятием – процесс несколько более трудоемкий, но позволяющий проконтролировать на стенде работу инжекторов до промывки и после нее, т.е. дает возможность убедиться в качестве их промывки и правильности функционирования, что особенно важно. Нередко удалить из инжекторов сложные загрязнения (ржавчину, например) можно только при промывке снятых инжекторов.
Так вот, уже более 20 лет идут споры о том, какой способ лучше: «со снятием», или «без снятия». Одни специалисты предпочитают первый способ, другие – второй. В большинстве случаев такое предпочтение определяется наличием у этих специалистов соответствующего оборудования. Производители автосервисного оборудования выпускают и по-своему рекламируют установки для промывки инжекторов «со снятием» и «без снятия». Часто в конкурентной борьбе между производителями используется не совсем корректный прием «опошления» продукции или метода конкурента.
Я полагаю, что именно производители установок для промывки инжекторов «без снятия» распускают слухи об «убийственном» действии ультразвука на инжектора. Возможно, что эту сплетню придумали и поддерживают те автосервисники, которые зарабатывают деньги, промывая инжектора не снимая их.
Я имею и использую в своей работе установки для чистки инжекторов, как «со снятием», так и «без снятия». Для каждого автомобиля выбираю индивидуально наиболее эффективный способ промывки. Но, все-таки, я предпочитаю промывку инжекторов со снятием и при помощи ультразвука. У меня две установки для УЗ-промывки и проверки инжекторов: Launch СNC-602 и Auto-Tech ATT-6B. Ультразвуковая ванна в них стандартная с излучателем 35 КГц мощностью 100 Вт.
В качества промывочной жидкости в УЗ ванне использую активный растворитель (Wynns, раскоксовку Лавр, жидкость И, сольвент и т.п.), или водный раствор слабой щелочи (спец. жидкость типа Fairy). Стандартный цикл промывки в УЗ ванне – 20 мин. В большинстве случаев этого вполне достаточно для полной и качественной очистки. После каждой промывки я тщательно проверяю на стенде по всем параметрам каждый вновь промытый комплект инжекторов. Считаю это очень важной процедурой и отношусь к ней не формально. Иногда приходится повторять цикл промывки. Абсолютное большинство промывок инжекторов были успешны; я заработал на этом немало денег и искренних благодарностей от клиентов.
Но за всю мою многолетнюю практику я не «угробил» ультразвуковой промывкой ни одной форсунки. Ни один мой уважаемый коллега-диагност ни разу не жаловался мне, что он лично вывел из строя хоть один инжектор в УЗ ванне. Можно много рассуждать о вредном воздействии ультразвука и кавитации на различные материалы, но я считаю обычным делом помыть руки в щелочном растворе включенной УЗ ванны после очистки инжекторов. Отлично и наглядно отмывает любую грязь. Также я промываю в УЗ ванне различные мелкие детали, фильртующие элементы, винтовые хомуты, свечи, болтики, гаечки и прочие нужные вещи.
Ультразвуковая промывка давно используется в авиации – топливные фильтры там, в основном, многоразовые и промываются они обязательно с помощью ультразвука.
Но вернемся к инжекторам. Изобретенная 130 лет назад русским инженером В. Г. Шуховым форсунка постоянно совершенствуется. Современный инжектор – сложное, высокотехнологичное и очень надежное изделие. Инжектора изготавливают не из ст.3, а из специальной высокопрочной стали со сложной термообработкой. Они выдерживают миллионы циклов закрытия-открытия. За свою многолетнюю практику я выявил только один неисправный инжектор на двигателе 1NZ-FE, где сгорела обмотка катушки.
Трудно представить себе, как можно разрушить неубиваемый инжектор промывкой в маломощной УЗ ванночке. Различные.производители автосервисного оборудования выпускают огромное количество установок для УЗ-промывки инжекторов. Если бы было действительно доказано вредное воздействие ультразвука на инжектора, то, наверное, выпуск и продажи УЗ промывочного оборудования не были бы столь успешными во всем мире.
Приведу один интересный пример из своей практики, доказывающий эффективность и целесообразность ультразвуковой промывки инжекторов. Наши партнеры по автоспорту прислали из Находки нам в спортивно-технический клуб «Сибиряк» комплект уникальных инжекторов для доводки двигателя 4A-GTE нa спорт-кар Тойота А-86 Хачероку. По внешнему виду рампы с инжекторами можно было предположить, что они пролежали не менее двух лет в морской воде на глубине около 20 метров, где-то в районе Pearl Harbor. Естественно, что клапана в инжекторах наглухо закисли.
Я прозвонил обмотки управляющих катушек – все по 14 Ом, целые. Надо было восстановить работоспособность этих очень нужных нам инжекторов. Задача не из легких. Это можно было сделать только при помощи промывки различными жидкостями в ультразвуковой ванне.
Сначала я замочил инжектора на сутки в самой активной жидкости для раскоксовки.
Потом начал промывку в УЗ ванне различными растворителями: прогнал несколько 20-минутных циклов. Одна форсунка «защелкала», есть первый результат.
Продолжил промывку в щелочных водных растворах. Вода – более плотная жидкость, УЗ волны в ней работают (очищают) лучше, чем в растворителях.
Прогнал еще десяток циклов – защелкали уже три форсунки. Последняя никак не промывалась, очень сильно «закисла». Мучился с последней форсункой долго, но был уверен в успехе. Прогнал еще десятка два циклов с использованием различных промывочных жидкостей.
Вспомнил народную рекомендацию о том, что лучшей проникающей жидкостью для откручивания прикипевших и приржавевших резьбовых соединений является уксусная кислота. Пошел на крайнюю меру: купил бутылку уксуса и залил его в УЗ ванну. Долго морщиться от удушливого запаха не пришлось: на втором промывочном цикле все инжектора заработали.
Далее тщательно проверил многократно промытые инжектора на стенде. Все параметры были отличные. Ни один инжектор не потерял герметичности. Ультразвук не повредил при промывке в течение около 10 часов в среде различных жидкостей. И именно ультразвук помог восстановить работоспособность ценнейших инжекторов. В дальнейшем, с этими инжекторами наша Хачироку очень успешно откатала в гонках самого высокого уровня и до сих пор находится в боеготовом состоянии.
В моей практике были случаи, когда проверка на стенде сразу после УЗ-промывки выявляла негерметичность (подтекание) некоторых инжекторов. Вероятно, это было вызвано тем, что в результате УЗ-промывки отслоившиеся твердые частицы попадали под игольчатый клапан и приводили к подтеканию. Но во всех случаях повторная промывка (в том числе «обратная») восстанавливала герметичность инжекторов.
Могу привести еще немало доводов и примеров эффективной промывки инжекторов при помощи ультразвука. Однако, не сомневаюсь, что многие специалисты захотят возразить мне, это естественно. Жду ответов (возражений). Но чтобы эти возражения не были голословными, предлагаю приводить конкретные примеры именно из Вашей личной практики, а не пересказывать слухи, домыслы и всякие «страшилки» о промывке инжектором при помощи ультразвука.
2. Жидкости
Информации о жидкостях для промывки инжекторов в ультразвуковой ванне не так много. Даже та, которая есть – в большинстве случаев носит рекламный характер.
Поделюсь своим личным опытом. Я использую для УЗ-промывки инжекторов два вида жидкостей:
1. Активные растворители.
2. Водные растворы.
Ультразвук лучше работает (промывает) в более плотных жидкостях, т.е. в воде. Но со смолистыми отложениями лучше справляются активные растворители.
Для качественной УЗ промывки я использую следующий алгоритм: 10 минут промываю инжектора в активном растворителе, а потом еще 10 минут – в водном растворе. Растворитель размягчает и растворяет всевозможные отложения и загрязнения, а водный раствор + ультразвук вымывают их окончательно.
Очень важно тщательно проверить промытые инжектора. Я использую следующие активные растворители: традиционную жидкость Wynns, раскоксовку Лавр, Титан или им подобную, очиститель карбюратора из проколотого аэрозольного баллончика, жидкость для снятия лака (с ногтей), изопропиловый спирт, сольвент, применяемую в авиации жидкость «И» (этилцеллюзольв) и др. Не могу сказать – какая из перечисленных жидкостей наилучшая: все по-своему хороши, плохую я не посоветую. Поэкспериментируйте сами, это интересно. Но не забывайте о правилах пожарной безопасности и не экспериментируйте с легко летучими и ядовитыми жидкостями: метанол, толуол, этилацетат и др.
С водными растворами несколько проще. В специальной литературе или в Интернете на эту тему информации немного, и бесполезно искать рецепт водного раствора для ультразвуковых ванн.
Один раз я запускал коллегам вновь приобретенную установку для УЗ-промывки и тестирования инжекторов. В комплекте с ней шли две банки с промывочной и тестировочной жидкостью. На банках были этикетки, где мелким шрифтом, не по-русски приводился состав этих жидкостей. Я сделал перевод и расшифровку. Оказалось, что раствор для УЗ-промывки содержит 90% воды, 8% этилового спирта и 2% ПАВ (поверхностно активных веществ). В продаже я видел аналогичную жидкость по цене 12 $ за литр, дороговато.
Но я придумал сам (в соавторстве с Д.И. Менделеевым) и успешно использую жидкость, которую очень просто и не накладно изготовить самостоятельно. Надо взять бутылку не самой дорогой водки и добавить в нее столовую ложку Fairy. Потребительские свойства свежеприготовленного таким образом раствора нисколько не хуже, чем у дорогостоящих фирменных аналогов.
В магазинах «Радиотехника» можно приобрести (дорого) специальную жидкость для УЗ-промывки печатных плат.
В установке для тестирования инжекторов используется специальная жидкость гидрокарбон, которая не токсична, не пожароопасна, химически не активна, без запаха. Но достать где-либо гидрокарбон не просто.
В своей установке для тестирования я использую чистый авиационный керосин. Нельзя заливать в проверочную установку бензин (пожароопасно) или растворитель, которым промывают инжектора – сразу угробите аппарат.
Бывают случаи, когда инжектора очень сильно забиваются, закоксовываются от некачественного топлива или закисают при длительном хранении в антисанитарных условиях. В этих случаях приходится проводить более жесткую комплексную промывку. Сначала желательно замочить инжектора в активном растворителе (раскоксовке) на 24 часа. После этого прогнать несколько 10-минутных циклов промывки в УЗ ванне, используя водно-спиртовый раствор с добавлением большего количества слабой щелочи Fairy, или даже едкой щелочи – средства для мытья духовок, плит и аналогичных.
Бывает так, что сильно закисшие инжектора вообще не открываются даже после «промывки с пристрастием». Надо попытаться расклинить их следующими способами:
1. Постучать по инжектору молоточком сверху вниз. См. фото - показан разрезанный (распиленный) инжектор, седло, подвижный клапан, пружина.
2. Подать на заклинивший инжектор «противодавление». Это лучше сделать при помощи медицинского шприца. Только придется подобрать подходящую трубочку-переходник, который плотно наденется на сопло инжектора и носик шприца. Одновременно с подачей электрического импульса на инжектор, надо хорошо давануть не шприц, чтобы создать немалое давление, которое может помочь сдвинуть с места подклинивший подвижный клапан.
3. Извлечь из верхней части инжектора фильтр-сеточку и через открывшийся канал иголкой попытаться расшевелить подклинивший клапан. Для извлечения сеточки из инжектора, надо подобрать подходящего диаметра саморез и, пользуясь им, как штопором, аккуратно вытянуть фильтр. Однако этот способ придется применять в крайнем случае, т. к. не из всех инжекторов фильтра-сеточки вытаскиваются легко и свободно.
Может быть и такое, что инжектор не работает из-за обрыва в обмотке управляющего соленоида. Проблемные инжектора целесообразно прозвонить при помощи мультиметра. Сопротивление исправного соленоида у большинства современных инжекторов составляет 12-14 Ом.
Еще раз подчеркну, что инжектор – высокотехнологичное, надежное и долговечное изделие. Квалифицированная, качественная промывка в большинстве случаев полностью восстанавливает все параметры и нормализует работу инжекторов.
Алексей Юрин
г. Новосибирск