Как обслужить систему охлаждения
ПРАВИЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ с продукцией фирмы WYNN'S
При сгорании топлива образуется тепло. Из всей тепловой энергии, генерируемой при сгорании топлива, используется только 24%. Остальное теряется через систему выпуска (36%), внутреннее трение (7%) и охлаждающую жидкость (33%).
Ненормальная работа системы охлаждения грозит двигателю непоправимыми последствиями.
По данным Министерства транспорта США одна из трех основных поломок автомобилей на федеральных трассах вызвана неправильно функционирующей системой охлаждения.
Симптомы неполадок, предшествующие серьезным неисправностям:
- повышенная температура ОЖ
- часто включается вентилятор радиатора
- плохая работа печки отопителя салона
- наблюдается вспенивание ОЖ
- недостаток ОЖ в расширительном бачке
Причина большинства неполадок - загрязняющие вещества в системе охлаждения.
1. Накипь.
При использовании не дистиллированной воды (например, для разбавления антифриза) в системе охлаждения двигателя с большой степенью вероятности образуется накипь. В двигателе различают два вида накипи:
- мягкая накипь, образующаяся на поверхности, которая холоднее охлаждающей жидкости, например, в радиаторе.
- жесткая накипь, образуется на поверхности, которая теплее охлаждающей жидкости, например на стенках цилиндров.
Накипь обладает сильными теплоизолирующими свойствами. Слой накипи толщиной 1 мм имеет такую же теплоизоляционную характеристику, как и слой чугуна, толщиной 100 мм.
Накипь может также образовываться на температурном датчике, который, покрываясь теплоизоляцией, может давать измерительный сигнал, соответствующий более низкой температуре, чем фактическая температура воды. В итоге, при повышении температуры действия водителя будут не правильными, что приведет к поломке двигателя.
Накипь на термостате также может препятствовать его нормальному срабатыванию и этим вызывать неполадки в работе системы охлаждения.
2. Коррозия и окисление.
Узлы и детали двигателя, входящие в систему охлаждения, изготовлены из различных материалов, таких как чугун, медь, латунь, алюминий.
Между различными металлами, находящимися в соприкосновении, возникает, как известно, контактная разность электропотенциалов. Присутствие достаточно электропроводной жидкости, какой является вода, вызывает процесс электролиза, при котором электрический ток переносит ионы металла с более низким потенциалом к металлу с более высоким потенциалом. Таким образом, отрицательно заряженный металл будет как бы «выедаться». Это явление наиболее характерно для алюминия, находящегося в паре с другими металлами. Другим следствием использования воды в системах охлаждения является ржавчина, которая образуется в результате окисления железа и его сплавов (чугун) под действием кислорода воздуха, воды и углекислого газа.
Дистиллированная вода не образовывает накипи, однако она не устраняет проблем с ржавчиной.
Антифриз.
Основа распространенных антифризов – этиленгликоль. Этиленгликоль в водном растворе дает два определенных преимущества: снижает точку замерзания охлаждающей жидкости и повышает точку кипения. Однако охлаждающая жидкость на основе 100%-этиленгликоля, несмотря на очень высокую температуру кипения, имеет точку замерзания всего лишь около -25°С.
При подаче антифриза в систему охлаждения под давлением может быть достигнута более высокая температура кипения. Например, давление в 1,2 бар повышает температуру кипения до 132°С. Нужное давление в системе охлаждения обеспечивается клапаном в крышке радиатора. Именно поэтому очень Важно, после замены охлаждающей жидкости произвести замену крышки радиатора.
Температура замерзания – характеристика антифриза, определяемая концентрацией этиленгликоля в растворе, не изменяющаяся в течение многих лет, и на которую не влияет срок службы охлаждающей жидкости. Присадки замедлители (противокоррозионные, противопенные), входящие в раствор, со временем теряют свою эффективность. Срок службы стандартного набора присадок-замедлителей, например, для дизельного двигателя 500-700 рабочих часов (25000-35000 км.). Такая разница между бензиновыми и дизельными двигателями образуется вследствие наличия в дизельном топливе серы, которая при сгорании может попасть в охлаждающую жидкость через прокладку головки цилиндров.
Вывод:
Контроль охлаждающей жидкости с помощью рефрактометра или ареометра может прояснить ситуацию только относительно температурных характеристик антифриза, но не даст никакой информации по состоянию рабочих свойств присадок-замедлителей. Для контроля рабочих свойств присадок-замедлителей можно использовать Wynn’s PH-meter или лакмусовые тест-полоски. Методы PH контроля используются для оценки рабочих свойств ОЖ в период эксплуатации и не являются основанием для существенного увеличения сроков замены ОЖ.
Большинство производителей автомобилей рекомендуют производить замену охлаждающей жидкости и крышки радиатора не реже чем через каждые два года эксплуатации автомобиля.
3. Продукты разложения антифриза, жировые и масляные загрязнения.
Грязь в системе охлаждения переносится вместе с охлаждающей жидкостью и вызывает преждевременный износ узлов двигателя, например, водяного насоса и стенок цилиндров. Эти загрязняющие вещества частично отлагаются в нижней части блока цилиндров и радиатора, блокируя циркуляцию охлаждающей жидкости. Данное загрязнение обычно содержит песок, отделившуюся накипь, металлические частицы (результат коррозии), частицы резины от разъеденных шлангов, масло и т.п.
Проблемы с двигателем из-за загрязнения системы охлаждения легче предотвратить!
Именно поэтому перед заменой охлаждающей жидкости необходимо промывать систему охлаждения с помощью специального моющего средства W45944 Wynn’s Cooling System Flush на профессиональном оборудовании Wynn’s Cooling Serve (Power Flush Machine).
Моющее средство Wynn’s эффективно очищает систему охлаждения от загрязняющих веществ и абсолютно безопасно для двигателя. Профессиональное оборудование WYNN’S позволяет проверить систему охлаждения на герметичность, проверить исправность клапана в крышке радиатора и термостата, произвести промывку системы охлаждения и заменить охлаждающую жидкость.
Уникальность оборудования в том, что можно произвести замену охлаждающей жидкости любым методом, как на заведенном двигателе (подача новой ОЖ в радиатор, слив старой ОЖ из блока), так и на незаведенном двигателе (подача новой ОЖ в блок, слив старой ОЖ через верхний патрубок радиатора).
Для предотвращения проблем первостепенное значение имеет добросовестное отношение механиков к своей работе, поскольку от их действий зависит техническое состояние обслуживаемого автомобиля. Например, попытки сократить затраты времени на обслуживание системы охлаждения за счет исключения процедуры тестирования на герметичность или исключение промывки системы охлаждения могут иметь для двигателя непоправимые последствия.
Источник: http://www.sibdv.ru/articles.php?view=8